Современный дискурс-анализ

Наверх

Евгений КРОТКОВ

К аналитике феномена понимания

1. Термин «понимание» эксплицируется нами представлением его в форме предиката «X понимает Z», где X — субъект, Z — объект понимания. Объектами понимания могут быть: а) устная или письменная речь (текст); б) личность другого человека; в) невербальное образование культуры ; г) естественноприродное образование.

Эдуард БУДАЕВ

Критический дискурс-анализ СМИ: основные направления исследований в зарубежной лингвистике

В статье рассматриваются основные направления критического дискурс-анализа СМИ: диалектико-реляционный подход, направленный на изучение корреляции между дискурсом, деятельностью, субъектами, социальными отношениями, ценностями, временем и местом коммуникации; социо-когнитивный подход, фокусирующий внимание на изучении отношений между когнитивными структурами, дискурсом и обществом; дискурсивно-исторический подход, призванный изучить, как язык и иные семиотические системы используются властными элитами для поддержания своего доминирования на текстуальном, интертекстуальном и интердискурсивном уровнях.

Ключевые слова: критический дискурс-анализ, дискурс СМИ, методология, политическая коммуникация, язык СМИ

Ян ТЯЖЛОВ
Татьяна ТЯЖЛОВА

Что мешает журналистике быть журналистикой

Лекция посвящена глобальным тенденциям развития современных медиа, тому, как в сложившихся условиях остросоциальные темы представляются в российских СМИ. В лекции анализируются мультимедийные инструменты, при помощи которых журналисты стремятся обратить внимание аудитории на общественные проблемы.

Ключевые слова: журналистика, медиа, медиаобразование, медиаграмотность, информационная лавина, поколение Z, цифровое поколение, метрики, остросоциальные темы, гомосексуализм, наркозависимость, домашнее насилие, журналистика прямого действия.

Юлия ВОРОНКИНА

Анализ лонгридов как новых жанровых форм освещения многоаспектных тем в онлайн-медиа

С появлением онлайн-медиа и новых технологий изменяется и журналистский медиатекст. Он прекращает своё существование только в виде газетной статьи, или радиосюжета, или телевизионных программ. Появляется новый журналистский медиаформат – лонгрид («long read» – длинное чтение). Это не просто текст или аудиовизуальный продукт. Это их слияние, включающее в себя элементы, которые не были доступны без интернета: например, интерактивные карты, инфографика, аудиовизуальное сопровождение.

Юлия ИВАНЦОВА

Моделирование лингвокультурного мегаконцепта HUMAN BEING в дискурсе англоязычных версий Библии

В статье предлагается структура лингвокультурного мегаконцепта HUMAN BEING, смоделированная на основе материала англоязычных библейских текстов разных времен. Модификация составляющих компонентов исследуемого мегаконцепта раскрывает трансформацию данной концептуальной системы, что, в свою очередь, демонстрирует особенности эволюции дискурса Писания.

Ключевые слова: структура, мегаконцепт, лингвокультура, библейский дискурс, эволюция, англоязычный текст Библии.

Татьяна ДУБРОВСКАЯ
Евгений КОЖЕМЯКИН

О методах современной лингвистики и лингводидактики

Обзор III Международной научно-практической конференции «Современные направления в лингвистике и преподавании языков», г. Пенза, Пензенский государственный университет, 24-27 апреля 2019 г.

Ирина АУЛОВА

Стратегии и тактики коммуникативного поведения политиков (на материале диалогических жанров политического дискурса)

Рассматриваются особенности коммуникативного поведения политических лидеров, их стратегии и тактики, используемые для воздействия на политическую позицию адресата.

Ключевые слова: речевое воздействие, коммуникативное поведение, коммуникативные стратегии и тактики, политический дискурс

Анастасия ЛЕМЗЯКОВА

Звуковой дизайн трейлера: особенности бытования и восприятия

В статье представлен анализ звукового дизайна трейлеров, в рамках которого описаны монтажные приемы, оказывающие особое влияние на восприятие трейлера зрителем. В ходе исследования отмечено, что звуковые приемы трейлеров напрямую связаны с жанрами фильмов и создаются в основном по шаблону. Это позволяет аудитории идентифицировать направленность фильма по короткому трейлеру, с одной стороны, а трейлер-мейкерам создать продукт, соответствующий ожиданиям любителей определенного жанра, с другой.

Ключевые слова: трейлер, тизер, звуковой дизайн трейлеров, монтажные приемы создания трейлеров, восприятие трейлеров.

Елизавета ЛИННИК

Ученый как стигма: анализ проявлений в сериале «Теория большого взрыва»

В статье было рассмотрено понятие стигмы как социокультурного феномена, причины ее возникновения и тиражирования. В основу исследования легла теория И. Гоффмана, в которой под стигмой понимается атрибут, дискредитирующий его обладателя в умах окружающих, располагая его в крайней отрицательной точке шкалы «нормальности». Ярким примером актуализации и функционирования стигмы «ученый» является сериал «Теория большого взрыва», анализ персонажей которого и был выполнен в качестве иллюстративного материала.

Ключевые слова: стигма, стигматизация, типы стигм, И. Гоффман, учёный как стигма, сериал «Теория большого взрыва».

Полина ФЕДОСОВА

Место ньюсджекинга среди RTM-коммуникаций

В статье рассматривается понятие «ньюсджекинг» и его специфика как одного из инструментов real-time маркетинга. В работе обобщен практический опыт специалистов в сфере маркетинга и PR, а также проанализированы успешные примеры использования ньюсджекинга российскими и зарубежными брендами. На основе этой информации выделены основные черты ньюсджекинга – ориентир на актуальный в настоящий момент для компании инфоповод, высокая скорость реакции на него, и, как результат, расширение охвата аудитории, получение бесплатных публикаций в СМИ.

Ключевые слова: real-time маркетинг, ньюсджекинг, новостное пиратство, инфоповод, социальные сети.