Современный дискурс-анализ

Наверх

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Медиаидентичность и её манифестации в современной культуре

Сегодня необходимо говорить о формировании в структуре личности новой, медийной идентичности как совокупности связанных с медиасредой потребностей, мыслей, чувств, переживаний, установок, устремлений и практик, как совокупности тех качеств человека, тех устойчивых познавательных, объяснительных, коммуникативных и поведенческих моделей, которые формируются у него под повседневным воздействием окружающей его и мотивирующей каждый его жест медийной среды. Медиаидентичность проявляется как осознание, интеллектуальное и эмоциональное переживание человеком своей неразрывной связи с медиа. Предметом рассмотрения в статье являются особенности манифестации медиаидентичности в современной культуре.

Борис ЛОМАКИН

Модель медиасобытия как элемента медийной картины мира

В статье рассматривается структура медиасобытия как элемента медийной картины мира. Выделяются составляющие медиасобытия и предлагается базовый алгоритм анализа сегмента медиадискурса в целях моделирования медиасобытия.

Владимир ИЗОТОВ

Ретроскрипция и журналистика

Статья посвящена описанию построения текстов, выполненных в обратной последовательности движения сюжета или графической последовательности (ретроскрипция рассматривается как принцип текстопостроения). Выделяются четыре направления реализации этого принципа и исследуется вопрос о возможном использовании этих принципов в журналистике.

Инесса НОВОСЕЛЬЦЕВА

Проблема лингвоэкологичности в экспрессивных заголовках белорусского медиадискурса

В статье рассматриваются окказионализмы в медиазаголовках в аспекте языковой игры и лингвоэкологичности коммуникации. Анализируются деривационные модели новаций как средства оценки и усиления прагматического эффекта. Негативная оценочность обусловлена структурой словообразовательных элементов и экстралингвистическими факторами.

Наталья ВИДИНЕЕВА
Наталья ДАНКОВА

Топонимы как специфические средства репрезентации общественной жизни СССР: аксиологический аспект (на материале детских периодических изданий 1970-1980 годов)

Целью данного исследования является выявление роли топонимов в построении модели ценностей советского общества. Продемонстрировано, что топонимы широко использовались в дискурсе детских периодических изданий СССР как средство конструирования социальной идентичности граждан страны. Модель ценностей советского общества посредством топонимов представлена в рамках таких топосов, как единство, любовь к родине, военно-историческая память, труд, научно-промышленные достижения, общественная жизнь, природа, увлечения, нравственность.

Наталья ПРОКОФЬЕВА
Екатерина ЩЕГЛОВА

Речевые формы выражения несогласия в научно-популярном лингвистическом дискурсе

В докладе рассматриваются особенности развёртывания полемики вокруг попытки реформирования орфографии в начале 2000-х в медийном дискурсе. Выявляются характерные формы выражения негации для каждой речевой партии участников дискуссии.

Наталья БАШКАТОВА
Александр БОРОНИН

Сверхкороткие тексты религиозного дискурса и их интеграция с масс-медиальной сферой

В основе масс-медийного пространства заложены принципы различных видов дискурсов: художественного, официально-делового, разговорного, научного, справочного, публицистического и, конечного же, религиозного. В работе анализируются границы сверхкоротких текстов религиозного дискурса и интеграция малоформатных выражений в масс-медиальное пространство.

Лиллия ПЕТРОВА
Вячеслав БАЛЫКОВ

Интернет-коммуникация и ее некоторые языковые особенности

В статье говорится о значении интернет-коммуникации, о роли социальных сетей в жизни современной молодёжи. Отмечается, что интернет-среда порождает особый язык, который свойствен данной сфере общения. Отмечаются языковые особенности интернет-коммуникации.

Юлия СТЕБИХОВА

Визуализация эмоций как элемент семиотической системы репрезентации персонажей аниме и манги

Способы графической визуализации эмоций и психологического состояния персонажей аниме и манги рассматриваются как своеобразная семиотическая система символических элементов. Системные связи символов, используемых для репрезентации эмоций у персонажей аниме и манги, позволяют выявить парадигматические связи полисемантического (множественность значений одного символа) и синонимического характера (множественность символов при общности выражаемого значения). Наличие системных связей в одной из знаковых подсистем свидетельствует о её развитости и узуализированности: устойчивые символические элементы задают контексты восприятия и способствуют оперативному и адекватному декодированию медиапродукции аудиторией, что актуально для массовой культуры.

Евгений КОЖЕМЯКИН

«Наш прогноз снова сбылся»: самореференция в условиях информационной конкуренции медиа

В работе рассматривается одна из основных дискурсивных стратегий телеграм-каналов в условиях информационной конкуренции в телеграм-сегменте – стратегия самореференции, трактуемая в контексте идей Никласа Лумана. Одним из наиболее ярких приёмов, позволяющих реализовать эту стратегию, является акцентирование прогностической эффективности медиа. Обращение к собственным прогностическим компетенциям и эффективности собственных прогнозов позволяет коммуникаторам заявлять о своих конкурентных преимуществах и свидетельствует о самоидентификации телеграм-каналов как аналитических медиа.

Надежда СЕМАШКИНА

Роботизация как предмет медиарепрезентации (на примере корпоративного издания «Территория ОМК»)

В статье рассматриваются некоторые аспекты темы роботизации в контексте проблемы усиления дегуманизации корпоративного медиадискурса. Отмечается факт гуманитарной трансформации медиаконтента в целом.

Ирина САВЕЛЬЕВА

Непрофессиональный политический дискурс: вопросы моделирования

В статье описывается модель непрофессионального политического дискурса. В основе модели лежит интенциональная структура дискурса, которая опирается на четыре группы глобальных интенций: когнитивно-респонсивные, репрезентативно-оценочные, политико-идеологические и интерактивно-диалоговые.

Всеволод ГОЛОСКОКОВ

Дихотомия «свой-чужой» как инструмент в рекламном и политическом дискурсе (на примере российских медиатекстов)

В статье исследуется специфика использования дихотомии «свой-чужой» в политическом и рекламном дискурсе на примере российских медиатекстов. Автор определяет ключевые семантические критерии для классификации медиатекстов коммерческой рекламы и предвыборной агитации в рамках данной дихотомии, выделяя ее подвиды. Выделение семантических критериев рекламных и предвыборных медиатекстов и их сопоставление в данной работе преследуют цель уточнить рамки взаимодействия рекламного и политического дискурсов в медиапространстве.

Кирилл ФУРСОВ

Политический медиадискурс вражды информационной провокации в буче 2022 года: структурно-коммуникативный подход

В статье рассматривается структурно-коммуникативный подход к политическому медиадискурсу вражды – информационной провокации в Буче во время специальной военной операции России на Украине в 2022 году. В структуру медиадискурса входят жанры аналитической публицистики, описание автора и целей публикации, коммуникативные стратегии, лексика и стилистические приёмы, манипулятивные технологии, контекст и невербальные элементы. Структурно-коммуникативный подход позволил описать масштабную информационную кампанию англоязычной прессы по коммуникативной стратегии демонизации России и дискредитации российской армии. Политический медиадискурс вражды коллективного Запада помог создать глобальное негативное общественное мнение против России и помешать мирным переговорам России и Украины.