Современный дискурс-анализ

Наверх

Юлия ЕПАНОВА

Репрезентация сексуальности в интернет-пространстве (на материалах молодежных форумов)

Культура ХХ–XXI века характеризуется масштабной сексуализацией, когда сексуальность покидает приватную сферу и выходит в публичное пространство. Она становится частью художественных практик (при этом не только в массовой, но и в элитарной культуре), начинает рассматриваться как политический вопрос (в дискуссиях об эмансипации женщин и либерализации морали), выстраивается как проект идентичности (в политиках идентичности гей-лесби сообщества и феминистского движения). В конечном итоге именно ХХ век стал веком сексуальной революции. Такое широкое присутствие дискурса сексуальности неизбежно привело к становлению и развитию научного осмысления данного явления.

Екатерина ВИКУЛИНА

Репрезентация гендера в советской фотографии «оттепели»

Тело человека одновременно принадлежит миру природы и миру культуры. Оно является узловым пунктом многочисленных стратегий политики, экономики, науки, искусства, средоточием властных практик. П. Бурдье пишет о том, что тело есть осуществленная политическая мифология, она инкорпорировалась и превратилась в постоянную диспозицию (Бурдье, 2001: 136). Позы, жесты – следствие ценностных установок, они нагружены целым множеством сигнификаций и социальных значений. Иерархии и дихотомии гендера, пола, класса, здоровья, молодости находят свое выражение в телесном воплощении (Pitts, 2002: 363).

Ольга ВЕЛЮГО

Дискурсы любви и сексуальности в романе Дж. Барнса «До того, как она встретила меня»: опыт литературоведческого дискурс-анализа

Литературоведческий дискурс-анализ – это комплексный подход к интерпретации текста, в котором анализ формальных и содержательных характеристик текста объединяется с глубоким пониманием экстралингвистического контекста. Акцент на том, что, как и почему говорит/не говорит, думает/подразумевает субъект (персонаж, повествователь), в совокупности с психоаналитической интерпретацией открывает широкие возможности постижения смысла и многих коннотаций произведения. Все это позволяет отнести дискурс-анализ к продуктивным и перспективным подходам к интерпретации художественных текстов.

Екатерина ЕВГРАШКИНА
Людмила ШЕВЧЕНКО

«Сафический» дискурс: ключи к пониманию некоторых текстов С.Я. Парнок и М.И. Цветаевой

Имя греческой поэтессы Сапфо, жившей на острове Лесбос в VII веке до н.э., овеяно легендами, оно прочно вплетено в европейскую поэтическую культуру, более того, становится знаковым для целого направления в ней. Став синонимами, термины «сафический» и «лесбийский» маркируют особый, маргинальный по сути, поэтический дискурс. В данной работе мы попробуем проследить основные тенденции развития данного дискурса в русской литературе первой четверти XX века, в поэтическом наследии С.Я. Парнок и М.И. Цветаевой.

Наталья МАСЛЕНКОВА

Разговор о запретном в публичном пространстве: к вопросу о гендерных различиях коммуникативных стратегий

Некоторые дискурсы в культуре связаны с вопросами цензуры: секс, насилие, власть. Изначально заданная жесткая нормативность поведения в этих областях заставляет индивида непременно соотносить собственное поведение с системой запретов, которые существуют в данном сообществе, и соответственно выстраивать собственные коммуникативные стратегии. В связи с этим возникает несколько вопросов: каким образом индивид, вторгаясь в сферу запретного, преодолевает барьеры внутренней и внешней цензуры в случае необходимости высказываться на эту тему? Есть ли различия в мужских и женских стратегиях преодоления этих барьеров?