Современный дискурс-анализ

Наверх

Ирина ЯКОБА
Альберт ХАЛИЛОВ

Дискурсивный эпатаж в российской рекламе

Статья посвящена ориентации современного медийного дискурса на привлечение внимания посредством удивления и шока. Приводятся примеры поликодовых рекламных текстов, оказывающих шоковое воздействие. Отмечено, что дискурсивный эпатаж в рекламных роликах, слоганах, плакатах сначала привлекает внимание, но потом отторгается здравомыслящим адресатом и вызывает реакцию возмущения и негодования. Смещение и снижение ценностных ориентиров становится легким и популярным способом заработать на эпатажной рекламе. Делается вывод, что навязывание табуированной лексики снижает ценностные нормы и правила в медийной среде, негативно воздействуя на культурный уровень адресата. По мнению авторов, общедоступная реклама, направленная на создание эпатажа и провоцирование агрессии, должна признаваться недопустимой, что необходимо закрепить в законе о рекламе, ужесточив штрафы за нарушения. В то же время в социальной рекламе эпатаж выполняет информационно-просветительскую функцию, образно изображая последствия негативного поведения, что способствует осознанию истинных ценностей и правильного поведения.

Оксана КИБАЛКО

Семиотический анализ новогодней открытки эпохи СССР

На примере новогодней открытки и проведённого семиотического анализа в статье рассматривается общая модель системы символов, бывшая востребованной во времена Советского Союза массовой культурой, формирующей идеологию и сознание общества эпохи СССР. Помимо раскрытия кода и смысла символов визуальных сообщений, обращается внимание на определенные социокультурные, культурно-исторические, национально-патриотические аспекты; проводится типология по некоторым признакам, выявленным в процессе изучения объекта исследования.

Валерий МЕРИНОВ

Дискурс социальной сегрегации в художественно-публицистическом творчестве Д.И. Фонвизина

В статье рассматривается дискурс социальной сегрегации в творчестве крупного русского драматурга и публициста ХVIII столетия Д.И. Фонвизина. Утверждается, что в художественно-публицистическом творчестве Д.И. Фонвизина отразилась драматическая борьба благоприобретенных и проповедуемых в близком окружении Н.И. Панина просветительских идей и личных интересов собственника крепостных рабов. Довольно гибкая система взглядов позволила сатирику, с одной стороны приобрести репутацию критика российского политического режима и гуманиста, с другой - транслировать демократический социальный идеал, а с третьей - прикладывать максимальные усилия в дело сохранения крепостных порядков в России. Видя в Европе потенциальную угрозу потери привилегий русскими аристократами, стремительное разрушение основ сословного общества, Д.И. Фонвизин предлагал в своем творчестве проекты его спасения. Основой социального порядка сатирик считал чистоту сословной крови и сопутствующие каждому сословию особые качества, поэтому большое внимание уделял вопросам разделения основных социальных страт – властителей и подвластных.

Ян ТЯЖЛОВ
Дмитрий МАНОХИН
Евгений КОЖЕМЯКИН

Мультимодальные ансамбли в медиатекстах остросоциальной проблематики

Статья посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия изобразительного и словесного модусов в медиатекстах на остросоциальную проблематику. В качестве теоретико-методологических оснований выступают концептуальные разработки классиков семиотики и мультимодальный подход. В ходе анализа репрезентативных примеров авторы выявляют риторические приёмы, за счёт которых отправитель мультимодального сообщения стремится привлечь внимание аудитории и сделать высказывание более убедительным. В результате авторы приходят к выводу, что в медиатекстах, в которых по этическим и семиотическим причинам буквальное иллюстрирование оказывается затруднительным, визуальный модус вступает в более активные и разнообразные по форме отношения с вербальным модусом высказывания. Это позволяет говорить о наличии парциального единства модусов, благодаря которому формируются основные коннотации мультимодального комплекса.