Сериалы как предмет профессиональной и зрительской критики
В статье рассматривается специфика медиатекстов о сериалах. В работе даётся характеристика сериала как социокультурного явления. Рассмотрено несколько примеров профессиональной и зрительской сериальной критики.
Ключевые слова: кино- и телесериалы, массовая культура, профессиональная и зрительская критика, медиатексты о сериалах, кино.
Сериалы — важное явление в кинематографе, феномен массовой культуры. Кино- и телесериалы — предмет значительного массива медиатекстов. Эта группа медиатекстов является неотъемлемой частью кинокритики и киножурналистики.
Статистика подтверждает растущую популярность кино- и телесериалов. Например, опрос фонда «Общественное мнение» в 2013 году показал, что 49% россиян смотрят сериалы (Фонд «Общественное мнение», 2013). Исследование того же года компании «Невафильм» показало, что сериалы смотрят 85% кинолюбителей. При этом самой большой оказалась доля телесериальных зрителей среди подростков (90% кинолюбителей от 12 до 17 лет смотрят сериалы) (Леонтьева, 2013: 1).
Согласно исследованию Левада-Центра, проведённому в 2019 году, хотя бы один зарубежный сериал смотрело уже 62% респондентов (Левада-центр, 2019). Респонденты в возрасте 18-24 года больше других возрастных групп смотрят сериалы (Левада-центр, 2019).
Исследователи говорят о явлении, связанном с сериализацией популярного кино: «Коммерческое кино превращается в сериал: каждый успешный фильм получает продолжение» (Ямпольский, 2019). М. Б. Ямпольский замечает, что интерес к сериализации и сериалам связан с переходом от «восприятия отдельной смысловой целостности» с ее замкнутой и завершённой структурой к восприятию потока времени, к незавершённости, «позволяющей бесконечное временное развёртывание» (Ямпольский, 2019).
Поставщиками сериалов сегодня часто являются большие развлекательные компании и каналы, такие как Netflix, Fox, BBC, ShowTime, HBO и др.
Важно заметить, что в сюжетах сериалов часто отражаются ключевые проблемы современного мира, сериалы обращаются к истории, успешно развиваются и как медипродукт, и как киноискусство.
Я. И. Тяжлов отмечает, что «массовое кино формирует в некотором смысле эпос современности — создает мифологизированную картину мира, закрепляет в сознании аудитории ключевые медиаобразы, смоделированные, в том числе, и другими средствами массовой коммуникации» (Тяжлов, 2015: 28). Несомненно, это справедливо и для сериалов.
Киновед С. А. Филиппов замечает, что сериалы сегодня как никогда ранее востребованы зрителем, имеют широкую публику и являются «киноискусством нашего времени» (Филиппов, 2018: 44). В то же время, центральной фигурой производства сериала часто является продюсер, а не режиссёр. Режиссёры и операторы могут меняться от серии (эпизода) к серии. Это может приводить к стилистическому непостоянству и эстетической вторичности (Филиппов, 2018: 44-46).
Рецензии, обозрения и анонсы, посвящённые сериалам, встречаются в общественно-политических и киноведческих изданиях, в изданиях о городской культуре. Специальные рубрики и выделенные темы можно встретить в журнале «Русский репортер» (закрыт в апреле 2020 года), на сайтах The Village и Wonderzine, Афиша Daily, киноведческих изданиях («Искусство кино», «Сеанс» и др.).
Мы проанализировали рецензии, опубликованные в 2019 и 2020 годах в изданиях «Искусство кино» и «Сеанс». Мы выделили специфические черты медиатекстов, предметом которых являются сериалы. Чаще всего критики пишут рецензии на уже вышедший сезон сериала, а не на конкретную серию. Гораздо реже встречаются рецензии, посвящённые отдельным сериям. В рецензиях авторы обычно не только анализируют сюжетные и эстетические характеристики сериала, но и обращаются к истории его создания, упоминают организационные моменты съёмки и компанию или стриминговый сервис: «Стриминговый сервис Netflix сам по себе является одной из форм коллективного бессознательного. Нескончаемый сериальный поток неким единым «общим знаменателем» давно объединяет миллионы людей по всему миру. Сегодня же, в эпоху торжествующего коронавируса и самоизоляции стриминг предлагает прекрасный способ бегства от ядовитой реальности» (Луговой, 2020).
Любительские рецензии, которые исследовательница М Давыдова рассматривает как отдельный, самостоятельный жанр (Давыдова, 2012), не всегда имеют чётко выраженную структуру повествования. Рецензенты-любители, анализируя и оценивая сериал, часто берут за основу полученный эмоциональный опыт. Например, один из пользователей пишет: «Так в конце каждой серии у меня был восторг, смешанный с боязнью, что следующая серия может стать хуже. Опасения неопрадались, но эмоционально оправдалось время затраченное на просмотр, не так ли Сыны анархии? Сезон вызывал разные эмоции, начиная от волнения, заканчивая радостью» (проф DrTerk, 2018). (Орфография пользователя сохранена).
В зрительских рецензиях, опубликованных на сайте «КиноПоиск», авторы могут анализировать каждый сезон отдельно, но ресурс даёт возможность поставить сериалу только одну оценку (которая войдёт в рейтинг) в целом.
Нами были проанализированы публикации рубрики «Сериалы» журнала «Русский репортёр» с декабря 2018 года по декабрь 2019 года. Анализ позволил выявить основные характеристики предлагаемых обзоров новинок сериалов: информативность, краткость, описательность. К каждому обзору прилагается скриншот обозреваемого сериала, указывается название на русском и английском языках. Как правило, из пяти-семи обзоров рубрики, один имеет более развёрнутый объём, подробное описание сюжета и включает в себя признаки рецензии: «…Сама история здорово провисает — не в последнюю очередь из-за того, как поверхностно в сценарии прописан главный герой. Мы знаем его как больного человека с хорошим вкусом, которому смертельно скучно. И на этом все…» (Аношин, 2019); «Главный вопрос, который возникает, когда смотришь «Хранителей»: нужно ли прочитать или перечитать оригинальный комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса 30-летней давности, чтобы понять, что происходит в сериале? Ответ: скорее да, чем нет» (Аношин 2019: 78).
Новости о сериалах публикуются практически во всех перечисленных нами источниках. Чаще всего новость посвящена выходу какого-либо сериала или выходу трейлера: «Вышел трейлер шестого сезона сериала «Викинги», в котором снялся российский актер Данила Козловский. Он сыграл роль князя Олега, известного также как Вещий Олег…» (Цой, 2019); «Итальянский режиссер Паоло Соррентино снимет для американского кабельного канала HBO еще один сериал — уже третий после «Молодого папы» (2016) и «Нового папы» (2019)…» (Палий, 2019). Новость не содержит большого количества аналитики и объём новости обычно не велик.
На различных порталах мы можем наблюдать сюжетные разборы сериалов. Такие материалы выходят в интернет-версии журнала «Искусство кино» в рубрике «Тексты». Например, публикация С. Минина «С ними дядька Стребогор: «Сериал «Ведьмак» от Netflix — предыстория, мифология и что получилось», состоит из краткой информации о сериале (её мы можем видеть в лиде), информации о книгах А. Сапковского, которые стали первоисточником идеи, характеристике героев сериала, аналитическом обзоре сюжета сериала, включающем сравнение с другими кинокартинами» (Минин, 2019).
В различных медиа мы можем наблюдать интервью с создателями, актёрами, режиссёрами и продюсерами сериалов. Интервью могут проходить в формате беседы, в том числе аналитической. Среди публикаций журнала «Искусство кино» мы встречаем отчёты и расшифровки, освещающие прошедшие круглые столы. Например, в 2008 году один из круглых столов издания «Искусство кино» был посвящён производству и значению сериалов на телевидении (Сериалы против кино, 2008).
В современных российских медиа часто встречаются списки сериалов, рейтинги. В различных сообществах и на личных страницах пользователей мы можем видеть посты, посвящённые сериалам. Если медиатекст содержит информацию из другого источника, пост обычно содержит гиперссылку.
В фанатских сообществах, посвящённых сериалам, мы можем наблюдать арты, любительские сочинения по мотивам сериала, мемы, новости, относящиеся к сериалу, комиксы, фотографии, обсуждения серий.
Специфическим медиаявлением фанатских сообществ выступает фэнзин — фанатский журнал, издание, издаваемое небольшими общественными группами, объединёнными общими интересами. В пример можно привести журнал о сериале «Твин Пикс» «Wrapped in Plastic», который начал издаваться в США в 1992 году. Поклонники кино- и телесериалов могут входить в фэндомы — сообщества фанатов, общающихся по интересам. Фэндом представляет собой субкультурное явление. Фанаты могут использовать в общении сленг, понятный только им, цитировать персонажей, проводить мероприятия, посвящённые общему интересу.
Важной составляющей медиатекстов о кино в современных российских медиа являются мультимедийные элементы: фотографии, кадры, скриншоты, GIF-анимации, видео. Отдельно необходимо упомянуть интерактивные элементы. Например, популярным форматом медиатекстов являются развлекательные и познавательные тесты, мини-игры.
Медиатексты о сериалах составляют важную часть современной кинокритики и киножурналистики, имеют значительный потенциал развития в связи с популярностью кино- и телесериалов.
__________________
Список литературы:
Аношин Д. Мир без присмотра // Русский Репортер. — Москва. — 2019. — 25 ноября-9 декабря. — № 22(487). — С. 78.
Аношин Д. Московский грустный // Русский Репортер. — Москва. — 2019. — 8-22 апреля. — №6 (470). Режим доступа: https://expert.ru/russian_reporter/2019/06/serialyi/
Давыдова М. А. «Вышибающий "мурашку" катарсис». Обыденная кинокритика в социальных медиа // Искусство кино. — 2012. — № 11. — Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/11/vyshibayushchij-murashku-katarsis
Зарубежные сериалы / Левада-центр // 2019. — 24 июля. — Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/07/24/zarubezhnye-serialy
Леонтьева К. Найдите 10 отличий // СИНЕМАСКОП — издание комп. «НЕВАФИЛЬМ». — Санкт-Петербург. — 2013. — № 4(44). — С. 1-6. — Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/public/research/ cinemascope/cinemascope_44_10-12_2013.pdf
Луговой С. Сексуальные оргии австрийской аристократии: о сериале «Фрейд» на Netflix // Искусство кино — 2020. — 9 апреля. — Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/seksualnye-orgii-avstriyskoy-aristokratii-o-seriale-freyd-na-netflix
Минин С. С ними дядька Стребогор: Сериал «Ведьмак» от Netflix — предыстория, мифология и что получилось // Искусство Кино. — 2019. — 28 декабря. — Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/s-nimi-dyadka-stregobor-serial-vedmak-ot-netflix-predystoriya-mifologiya-i-chto-poluchilos
Настоящее искусство: рец. на сериал «Настоящий детектив», сцен. Ник Пиццолатто, 2014. // КиноПоиск — ООО «Яндекс». — Москва, 2018. — 14 августа. — Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/user/14080433/comment/2700702/. Профиль DrTerk
Палий В. Паоло Соррентино поставит для НВО мини-сериал об изнанке Голли-вуда // Искусство Кино — 2019. — 23 октября. — Режим доступа: https://kinoart.ru/news/paolo-sorrentino-postavit-dlya-hbo-mini-serial-ob-iznanke-gollivuda
Сериалы против кино: круглый стол «ИК // Искусство кино. — 2008. — №2. — Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2008/02/n2-article2
Сериалы: два мира. О зрительских предпочтениях групп россиян / Фонд «Общественное мнение» // — 2013. — 2 ноября. Режим доступа: https://fom.ru/blogs/11175
Тяжлов Я. И. Кино как средство ремифологизации действительности // Современный дискурс-анализ: электрон. журнал. — 2015. — №12. — С. 28-39. — Режим доступа: http://www.discourseanalysis.org/ada12.pdf
Филиппов С. А. Сериалы и будущее киноискусства: эстетическая проблема // МедиаАльманах. — Москва, 2018. — С. 42-48. Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/ce4/6.18-42-48.pdf
Цой А. Вышел трейлер шестого сезона сериала «Викинги». В нем появляется Данила Козловский // Афиша Daily. — 2019. — 7 октября. — Режим доступа: https://daily.afisha.ru/news/31125-vyshel-treyler-shestogo-sezona-seriala-vikingi-v-nem-poyavlyaetsya-danila-kozlovskiy/
Ямпольский М. Б. Оригинал пропадает и находится: Кино между музеем и Netflix // Сеанс. — 2019. — 25 июня. — Режим доступа: https://seance.ru/articles/netflix-museum-study/
__________________
SERIES AS AN OBJECT FOR PROFESSIONAL AND VIEWERS’ CRITICS
The paper discusses the features of media texts about series. The author explains the sociocultural nature of seris and analyzes several examples of the professional and viewers’ series critics.
Key words: movie and TV series, mass culture, professional and viewers’ critics, media texts about series, cinema.