Современный дискурс-анализ

Наверх

Татьяна МАКСИМОВА

Реализация принципа подотчетности общественного вещания в коммуникативных практиках БИ-БИ-СИ

В данной статье рассматривается реализация одного из ключевых принципов общественного вещания – принципа подотчетности – на примере Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). Дается определения данного принципа в контексте деятельности Би-Би-Си, приводятся конкретные примеры практического применения частных норм реализации данного принципа.

Ключевые слова: Британская вещательная корпорация, Би-Би-Си, общественное вещание, принципы общественного вещания.

Традиция общественного информационного вещания заключается в опоре на ключевые принципы программной политики: универсальность, разнообразие, независимость. Под принципом универсальности понимается доступность аудитории общественного вещания независимо от социального статуса и финансовых возможностей. Разнообразие понимается в трех определениях: жанров, тем и аудиторий, на которых направлено вещание. Принцип независимости предполагает, что общественное вещание не будет подвержено влиянию извне и будет руководствоваться в своей деятельности только интересами общества. Для многих общественных вещательных структур ряд этих принципов дополняется еще одним - принципом подотчетности – определяющим степень ответственности организации перед своей аудиторией, одновременно являющейся также и главным заказчиком, и организатором общественного вещания, «сердцем всей деятельности».

С нашей точки зрения, деятельность общественной вещательной корпорации Би-Би-Си является показательной в аспекте реализации конкретных ключевых принципов общественного вещания, в частности, реализации принципа подотчетности перед своей аудиторией.

Принцип подотчетности является традиционным для документов, регулирующих деятельность Би-Би-Си. С 1927 по 2006 год процедура предоставления Корпорацией информации о своей деятельности была стандартизирована и не требовала обнародования отчетных материалов и счетов расходов и доходов.

Однако, поскольку Би-Би-Си получает свой доход посредством обязательного для владельцев устройств связи лицензионного платежа, важно, чтобы она отвечала за то, как она тратит общественные деньги. Именно подотчетность гарантирует, что Би-Би-Си не сможет использовать свою независимость для дальнейших личных интересов внутри организации.

Всего за время своего существования Би-Би-Си опубликовала более шестидесяти отчетов и счетов, начиная с 2000 года, когда как требование обнародования информации было узаконено только в 2006 году. В Королевской Хартии 2016 года содержится пункт, посвящённый открытости, прозрачности и подотчетности: «Би-Би-Си должна соблюдать высокие стандарты открытости и стремиться максимизировать прозрачность и подотчетность» (Royal Charter… 2016: 6) [Здесь и далее перевод наш – прим. Т.М.].

Традиционный для общественных вещательных организаций принцип подотчетности в рамках деятельности Би-Би-Си на законодательном уровне заключается в предоставлении органам власти и опубликовании отчетов о деятельности и счетов. Внутреннее регулирование посредством редакционных правил «Editorial Guidelines» дополняет эти требования:

· «Би-Би-Си подотчетна своей аудитории. Ее доверие к Би-Би-Си является важной частью наших отношений. Мы будем действовать добросовестно, честно и открыто;

· Мы открыты для признания ошибок и поощряем культуру готовности учиться на них;

· Мы будем использовать Интернет, чтобы обеспечить надлежащую отчетность по жалобам, которые мы получаем» (Editorial Guidelines: 212).

На практике Би-Би-Си реализация принципа подотчетности выражается не только в опубликованных за всю историю существования онлайн-платформы более чем шестидесяти отчетных документов (многие из которых дублируются на национальных языках Великобритании), но и в существовании на сайте раздела «BBC Complaints», на главной странице которого описаны три возможности жалоб на контент Би-Би-Си или неполадки его способа передачи посредством заполнения онлайн-формы жалобы, звонка в отдел жалоб или почты. По всем полученным жалобам аудитории «Executive Complaints Unit» (Исполнительный отдел жалоб), включающий в себя в том числе и 24-часовой контактный центр, готовятся и публикуются отчеты разной периодичности – недавние ответы на жалобы (3-6 отчетов за месяц), месячные отчеты (например, за сентябрь 2015 года Би-Би-Си ответила на более чем 17 тыс. жалоб (Complaints 2015: 1), за июнь 2016 – 18,5 тыс. (Complaints 2016: 1), за апрель 2017 – 15 тыс. (Complaints 2017: 1)) и полугодовые отчеты на существенные жалобы, требующие подробного разбирательства со стороны руководства Би-Би-Си.

Чаще всего Би-Би-Си отвечает (но никогда не извиняется) на несколько однотипных жалоб одной публикацией с объяснениями своих редакционных целей, если они не были ясно выражены. Так, например, получив много жалоб на то, что смерти Дэвида Боуи уделяется слишком много внимания, Би-Би-Си ответила: «Дэвид Боуи был одной из величайших звезд нашей эстрады. Он был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени. Его смерть была внезапной и неожиданной, никто, кроме близкого круга его друзей, не знал о его болезни. Наше освещение события — это попытка отразить его как его статус как музыканта, новаторство которого изменило форму музыкальной индустрии, так и потрясение от его смерти во всем мире» (BBC News, Coverage of the death of David Bowie, http).

Объясняет Би-Би-Си не только вопросы соотношения освещения новостей, но и вопросы философского характера, которые могли быть затронуты в художественных продуктах Би-Би-Си, но не до конца поняты аудиторией (что, конечно же, является нежелательным, учитывая принцип универсальности и общедоступности, но иногда, в случаях со «сложным продуктом», как такие передачи называет сама Би-Би-Си, случается). После выхода в октябре 2014 года серии культового научно-фантастического сериала «Доктор Кто», в которой затрагивались аспекты загробной жизни, Би-Би-Си получила очень много жалоб на то, что подобное освещение религиозных тем может ввести в заблуждение, потому как опровергает религиозные догмы, в которые верят семьи многих зрителей. Поскольку корпорация придерживается политики неограничения простора для творчества и самовыражения своих сотрудников, ее ответ на жалобы содержал в себе несколько пунктов:

1. Сложные темы уместны в контексте «улучшения научно-фантастических аспектов мира сериала» (Doctor Who, BBC One, http).

2. Словами главного антагониста Доктора зритель был несколько раз предупрежден о том, что главный секрет серии может быть для него расстраивающим (Doctor Who, BBC One, http).

3. Главный герой сериала ни на секунду не сомневается, что показанное в серии устройство загробного мира – обман, и в конце концов уничтожает его, оставляя зрителя с теми же укоренившимися традиционными представлениями о жизни после смерти (Doctor Who, BBC One, http).

Последней по времени записью в разделе «BBC Complaints» является ответ Би-Би-Си на обвинения в нечувствительном и сенсационном подходе к освещению пожара в башне Гренфелл, случившегося 14 июня 2017 года (снова не содержащий ни малейшего намека на извинения), опубликованный через два дня после трагического события: «BBC News» старалась сообщить об этом событии, осознавая чувствительность жертв и членов их семей. Мы знаем, что не все согласятся с тем, сколько деталей мы должны включить в выпуск, но по самой своей природе пожар в башне содержит сложную и неудобную информацию. «BBC News» всегда старается проявлять большую осторожность в выборе фотографий и интервью. Мы полностью осознаем необходимость аккуратного и всестороннего освещения этого ужасного события» (BBC News - Grenfell Tower Coverage, http).

Стоит отметить также, что сообщения о поступивших жалобах и ответы Би-Би-Си на них, часто содержащие не извинения или признание ошибок и их исправление, а объяснение своих действий, публикуются исключительно в разделе, полностью посвященном жалобам аудитории, и на главную страницу платформы «BBC Online» не попадают.

__________________

Список источников:

BBC News - Grenfell Tower Coverage - 14th June 2017 / BBC Complaints: http://www.bbc.co.uk/com-plaints/complaint/Grenfelltowerinsensitivecoverage

BBC News, Coverage of the death of David Bowie, January 2016 / BBC Complaints: http://www.bbc.co.uk/complaints/complaint/davidbowiedeathcoverage/

Complaints to the BBC: April 2017 / Complaints to the BBC. 2017. – p. 1.

Complaints to the BBC: June 2016 / Complaints to the BBC. 2016. – p. 1.

Complaints to the BBC: September 2015 / Complaints to the BBC. 2015. – p. 1.

Doctor Who, BBC One, 01 November 2014 / BBC Complaints: http://www.bbc.co.uk/com-plaints/complaint/Doctorwho011114/

Editorial Guidelines in full. BBC Copyright: http://downloads.bbc.co.uk/guidelines/editorialguide-lines/pdfs/Editorial_Guidelines_in_full.pdf

Royal Charter for the continuance of the British Broadcasting Corporation / The Stationery Office. 2016. – p. 40.

__________________

IMPLEMENTATION OF PUBLIC BROADCASTING ACCOUNTABILITY PRINCIPLE IN BBC’S COMMUNICATIVE PRACTICES

This article describes the implementation of the one of key principles of public service broadcasting, i.e. the principle of accountability, basing on the example of the British Broadcasting Corporation (BBC). The definition of this principle is given in the context of the BBC standards; it contains the specific examples of application of standards for the implementation of accountability.

Key words: British Broadcasting Corporation, BBC, public service broadcasting, principles of public service broadcasting.

Об авторе

Максимова Татьяна Игоревна — аспирант кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород)
maksimova_t@bsu.edu.ru

Научный руководитель:
Короченский Александр Петрович – доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород).